Первые службы почтовой связи появились еще в X веке во времена Древней Руси, когда существовало понятие «повозная» обязанность. Согласно ей население должно было предоставлять лошадей по надобности княжеским гонцам. Важные пути сообщения между Русскими городами поддерживались в довольно приличном состоянии, что обеспечивало быструю доставку корреспонденции независимо от поры года. Письма писались на пергаменте или на коре березы (берестяные грамоты). Археологами было найдено большое количество таких грамот в Смоленске, Новгороде, Пскове и др. городах, что свидетельствует о грамотности Русского народа.
В XIII веке на Руси ввели «ямскую повинность». Теперь на плечи селян и посадских людей ложилась обязанность отвечать за перевозку господ и государственных грузов. Дороги, которые велись от Москвы до границ Московского государства, назывались ямскими. Почтовые же станции, где меняли лошадей, назывались «ямами». Каждая «яма» снабжалась лошадьми и провизией из близлежащих сел. Ямщики занимались перевозкой людей, корреспонденции и клади. Надзор за ямщиками осуществлялся Ямским приказом (с 1516 г.).
Развитие продуктивных сил, товарно-денежных отношений и всероссийского рынка повлияло на государственную почтовую связь. А.Л. Ордин-Нащокин, важный государственный деятель, был организатором постоянно действующей государственной почты. Он создал важные международные линии — с Ригой, Швецией, Курляндией и Вильнюсом. Для доставки корреспонденции, как и раньше, использовалась ямская повинность. Ямщикам ввели форменную одежду (зеленые кафтаны с орлами красного цвета на них), дали почтовый рожок и стали называть «почтальонами».
Правление Петра Первого сильно сказалось на деятельности почтовых служб. С 1714 г. открываются почтамты и почтовые конторы. Тогда же начали использовать морской и речной флот для транспортировки корреспонденции. Создана также и военно-полевая почта. С 1728 года почтовые отделения имели строгую иерархическую структуру (в порядке убывания значимости):
После ликвидации ямской повинности в 1781 году был создан самостоятельный почтовый департамент, который установил единый весовой тариф, напрямую зависевший от дальности транспортировки. Такой тариф очень дорого обходился людям, поэтому в 1844 году был установлен новый тариф, согласно которому оплата почтовых товаров (кроме посылок) осуществлялась исключительно исходя из веса.
Существуют сведения, что почтой пересылались не только посылки и корреспонденция, но и деньги, что свидетельствует о высоком доверии людей к почтовым службам. До 1850-х гг. письма от граждан принимались исключительно в почтовых отделениях. Вскоре корреспонденцию разрешили принимать в торговых заведениях, именуемых «мелочными лавками».
В начале XIX в. (20-е годы) появляются почтовые дилижансы, в конце 60-х годов они уступают место железнодорожному транспорту. Темп учреждения почтовых организаций стремительно растет. Если в начале века таких заведений было около 460 шт. с 5-ю тыс. служащих, то в конце века число занятых обслуживанием почтово-телеграфного хозяйства превышало 33,8 тысяч человек.
Известно, что до 1860-х годов почтовыми дорогами курсировала в основном служебная корреспонденция. Потом же количество частной пересылки резко увеличилось в объеме и стало преобладать над пересылкой казенной, что принесло дополнительную прибыль почтовым учреждениям.
В статье использованы некоторые материалы из книги «Все о марках» (Левитас И.Я., Басюк В.Н.).
12 комментариев
Довольно таки познавательно, я раньше даже и не знал что почта России берет свое начало в еще дореволюционные времена, но на мой взгляд почта мало чем изменилась, работает кое как.