Великая Отечественная война 1812 года оставила после себя заметный след. Это выразилось не только в изменении политических решений. История создания отличительных знаков и наград пополнилась новыми экземплярами.
Понимая всю опасность, надвигающуюся на империю, государь Александр I издаёт июльский манифест, предписывавший создание трёх ополченских полков. При этом всем 16 губерниям предоставлялись определённые свободы в выборе количества ратников, выбираемых из числа подневольных крестьян, при разработке организационного документа об ополчении, которое утверждалось императором.
Более 200 лет назад страна являла собой христианскую державу, где позиции императорской власти и православия были непоколебимы. Учитывая этот фактор, в положении об ополчении помимо организационных моментов прописывались и требования касаемо отличительных знаков обмундирования ратников.
Документ (каждое ополчение имело свой собственный) предписывал каждому воину «иметь выбитый из медной латуни крест и внизу онаго вензловое Его Императорского Величества Имя во знамение: за Веру и Царя». Обязательным условием ополченческого знака являлось прямое выражение того, за что сражаются воины, в остальном ополченцам предоставлялась полная свобода в художественном оформлении отличительного знака: допускалось совмещение вензеля императора со знаком креста и его отдельное расположение в элементе амуниции.
Существовало несколько исполнений отличительного знака. Наиболее известным и хорошо сохранившимся является знак второго ополченского соединения, созданного из крестьян Санкт-Петербургской и Новгородской губерний.
Этот обязательный атрибут обмундирования, изготовлен из латуни и являет собой равноконечный крест: вверху расположен вензель императора, на левой части креста отчеканено слово «За», на правой части креста – «Веру», низу знак венчает надпись «и Царя». Кончики отличительного знака имеют небольшие отверстия для крепления к фуражке воина.
Своим появлением данный вариант обязан военачальнику М. И. Кутузову, который отправляет письмо, датируемое 3 в начале августа, с утверждённым им эскизом креста в натуральную величину. В письме к министру финансов содержалась просьба, используя оборудование Монетного двора Санкт-Петербурга, немедленно начать чеканку столь важного военного атрибута.
Изначально предполагаемое количество отличительных знаков ополчения должно было составить 14000 экземпляров. Это немногим больше имевшегося на тот период количества воинов Санкт-Петербургской губернии (13643 человека). Выполнение работы шло с предельной отдачей: уже к началу сентября того года было отчеканено полное количество отличительных знаков, которые вручены воинам накануне отправки в большой поход.
Крестьяне из Новгородской губернии получили такие же знаки несколько позднее: это было связано с медленностью формирования и снабжения ополченцев. С назначением Кутузова командующим армией его сменил генерал П. И. Меллер-Запомельский, который сразу же написал о необходимости чеканки дополнительных 10 тысяч экземпляров креста.
Изготовление ополченческих знаков согласно архивным документам происходило для низших чинов в действующей армии. Тем не менее, даже офицеры не стеснялись прикрепить их к своим фуражкам, как это случилось в 1813 году (осада Данцига).
Итоговое количество знаков для ополчения составило 24000 экземпляров, они все датируются 1812 годом. До потомков дошла лишь малая их часть. Большие потери, понесённые армией, объясняют этот факт. Тем не менее, использование передового на тот момент оборудования для чеканки воинских знаков сохранило для истории их образцы.
1 комментарий