Среди наградных знаков царской России отдельно стоят награды терскому казачеству. Название возникло по имени города Терки — первой русской крепости на неспокойном Кавказе в шестнадцатом веке. Первопоселенцами крепости стали стрельцы — донские, волжские, яицкие, а позднее и донецкие (от названия реки Донец). Переселившиеся казачьи роды основали казачье «Терское Гребенское» войско.
Дальнейшее расширение поселений казаков в кавказском регионе относится к моменту основания крепости Кизляр на берегу Терека. Войско этого места обитания получило название «Терское Кизлярское». Его главным отличием от вышеназванных поселений было наличие воинов-горцев, а, следовательно, и людей, исповедующих другую, не христианскую религию.
Именные награждения от Екатерины Великой
Постройка крепостей на Кавказе была необходима императорской России для защиты своих границ от набегов горских племён в результате усиливавшегося влияния Турции и Персии. Хотя поселенцы и образованные войска не входили в состав регулярной действующей армии, они служили вольнонаёмными солдатами.
Роль казачества в защите целостности империи трудно переоценить. Особенно если учесть колорит той эпохи – восшествие на престол Екатерины, появлении ложных наследников престола Российского, восстание Емельяна Пугачёва, русско-турецкие войны.
«Казачьи медали» отличались от всех прочих наградных знаков тем, что были именными, на них указывалось не только имя награждаемого, но и его заслуги перед империей, чеканились в единственном экземпляре. На аверсе подобного наградного знака обязательно присутствовало изображение правящего государя. Реверс был украшен знамёнами и копьями, было выбито имя, должность и заслуги получателя награждения.
История в наградах или награда в истории?
Одними из первых награды удостоились казаки «Терского Семейского войска». Указ о награждении атамана Дементия Ковалёва за верную службу издал ещё Пётр III в памятном 1762 году, а вот награда вручалась уже с изображением лика императрицы Екатерины. Спустя 9 лет государыня жаловала аналогичную награду преемнику войскового атамана – Павлу Татаринцеву с похожей формулировкой. Обе медали чеканились из золота, достоинство первой медали тоже доподлинно известно – 50 червонцев в денежном эквиваленте тех лет.
Чествовались заслуги и «Терского Гребенского войска». В истории достоверно установлен факт подачи ходатайства об увековечивании заслуг войскового атамана казачества Сергея Шумкина. Среди его заслуг – постоянное служение отчеству в сражениях и небольших стычках на пограничной территории.
«Терское Кизлярское войско» не уступало своим соседям в храбрости. Факт награждения двух братьев-кабардинцев свидетельствует о том, что не только казаки удостаивались награды. Старший брат Иван Горич был награждён золотой медалью как дань уважению «за храбрые, хорошие поступки и за ревностную службу» в 1771 году. Младший брат – полный тёзка старшего – был также награждён в 1771 году «за храбрость и усердие к службе». О чествовании другого кабардинца Измаила Атажукина ходатайствовал перед императрицей сам Потёмкин. Ему была вручена особая награда из золота, усыпанная бриллиантами: текст награждения и её внешний вид неизвестны.
За давностью времени точные данные о медалях и количестве награждённых остаются загадкой. Известно лишь, что казачество чаще всего отмечалось медалями из золота и серебра с наиболее часто встречающейся формулировкой «за службу и храбрость». Последнее вручение медали датируется 1811 годом.
Учитывая уникальность каждого экземпляра, нет возможности озвучить точную стоимость этих наградных знаков. Ценность их определяется боевой славой и памятью потомков.
Терское казачество: преемственность поколений
Комментарии