Во второй половине 17 века на территории российского государства господствовала устаревшая денежная система, которая требовала скорейшего реформирования. Происходило оно далеко не сразу, а его завершением стали преобразования Петра I. На протяжении почти 70 лет произошло немало интересных историкам и нумизматов событий, одним из которых было «чеховое дело».
Названием «севский чех» наделили монету, чеканка которой началась в 1686 году на территории города Севска. Это была первая металлическая денежная единица в стране, изготовленная по европейской технологии вальцевания.
Отличительные особенности севского чеха:
Решение о выпуске «севского чеха» принял еще царь Алексей Михайлович в 1675 году. Это было продиктовано необходимостью ввести разменную монету из серебра на манер европейских денег. Был даже построен и оснащен современный на то время монетный двор в Путивле, который так и не отчеканил ни одного экземпляра. Только к концу 1686 года был издан указ о начале изготовления металлических денег, мало отличающихся от привычных польских монет достоинством в половину гроша.
Итак, история «севского чеха» началась в 1675 году. Но уже за десять лет до того как Алексей Михайлович примет решение, произошло событие, подтолкнувшее к необходимости реформы денежной системы в России. Одна из «Московских статей» гетмана Брюховецкого от1665 года носит название «О деньгах лживых или воровски». В ней содержится информация о том, что участились случаи хождения ворованных денег. Их источниками становились «ратные люди», возвращающиеся из походов. В результате на рынках происходили ссоры, о которых гетман предупреждал воевод и наказывал строго следить за теми, кто был замечен в обороте «воровских денег».
Интересно, что В.Н. Рябцевич, автор монографии, посвященной «севскому чеху» упустил данный исторический документ из виду. Однако именно на его основе можно сделать вывод, что:
Любой процесс интеграции новых земель неизбежно сопровождался введением на их территории новой валюты. В Малороссии того времени имела место традиция создания гетманами собственных монетных дворов. Таковыми, например, обладали:
В своей работе историк и нумизмат И.Г. Спасский приводит слова дьяка Кунакова о том, что в своей поездке Польшу тот услыхал от литовского подканцлера, что Хмельницкий учредил в Чигирине собственную мынзу: «А на деньгах тех новых с одной стороны — меч, а по другую — Богданово имя». Однако до сих пор никто не может похвастаться тем, что в его коллекции есть монеты Богдана Хмельницкого.
В Гадячском договоре, заключенным изменником-гетманом Выгодским с поляками, отдельным пунктом была вынесена просьба о выпуске собственной казацкой монеты. По предложению она бы шла на зарплату войску, а чекан бы производили в Киеве, на специально отстроенном для этого монетном дворе.
Таким образом, любой германский монетный двор мог свободно печатать в том числе и поддельные польские денежные знаки, чем вызывали смуту в государственной финансовой системе.
То, что спустя десять лет, после описанных выше событий, государь вернулся к идее чеканки монеты для Малороссии и земли Северской, не было случайностью. Как раз в то время планировался Крымский поход князя Голицина по этим территориям с целью укрепления там влияния. Потребовались деньги, но такие, которые были бы привычны местному населению.
В марте 1683 года царским указом на территории украинских городов и приграничных земель был ограничен обмен мелких серебряных денег на медные с целью извлечения прибыли. А налоги в питейных заведениях и на таможне впредь разрешалось брать серебром или польскими чехами. Собранные таким образом средства выдавались ратникам на жалование по твердому курсу. Под страхом смертной казни запрещались операции обмена серебра на чехи. Так весь драгоценный металл сосредотачивался в столице, а ему на смену пришли медные деньги.
В середине сентября 1687 года указ Великих Государей запрещал прием в государственную казну медных чехов из Севска. Их полностью должны были заменить ефимки и Польские чехи. Благодаря ступенчатой реформе она не произвела такого резонанса как обесценивание медных денег двадцатью годами ранее, получившее название «Медный бунт».
1 комментарий