В первой половине XIX в. для транспортировки корреспонденции и посылок начали использовать поезда, а некоторое время спустя — аэростаты. Морская корабельная почта сменилась морской пароходной почтой. Так постепенно эволюционировала почтовая связь — от примитивных первобытных средств передачи информации до совершенных международных линий доставки корреспонденции и посылок. Вскоре письмо из Европы в Японию можно было доставить за 30–35 дней, используя и пароходные линии, и железнодорожный транспорт.
Долгое время пересылка почты, особенно писем, доставляла много хлопот и почтовой службе, и самим получателям, так как стоимость отправки зависела от многих факторов (расстояния, веса, пересечения границы и т.д.). Ведь если посылка или письмо пересекали границу одного государства, где были приняты одни тарифы, то они попадали на территорию другого государства, где были совершенно другие тарифы, и конечная сумма, которую должен был заплатить адресат, иногда была запредельной. Все это вынуждало цивилизованные страны провести реформы в системе почтовой связи — унифицировать тарифы и ввести упрощенную систему оплаты сообщений.
Еще в XVII веке во Франции пытались ввести специальную почтовую бумагу, которая бы свидетельствовала об оплате услуг почты. Кстати, именно во Франции в официальных документах 1653 г. впервые упоминается термин «почтового ящика», хотя есть свидетельства того, что в Амстердаме он появился еще в 1616 году.
Далее в 1818 году на о. Сардиния изобрели почтовую бумагу с оттиском на ней всадника на коне («сардинские лошадки»), которая удостоверяла оплату доставки частной корреспонденции. Оттиск стал своего рода предшественником почтовой марки. На штемпеле указывался конкретный номинал, который соответствовал стоимости услуг почты за каждую милю транспортировки письма. Известно несколько выпусков «сардинских лошадок»:
В 1838 году в Южном Уэльсе (Австралия) на конвертах был вытеснен королевский герб. Стоимость почтовой доставки включалась в стоимость такого конверта.
В Англии в 1820 году владельцем писчебумажного магазина мистером Бревером был изобретен специальный пакет под писчую бумагу, который вскоре стал называться «конвертом» (от лат. «cover» — закрывать). Только массового распространения он не получил, так как был не стандартного размера.>
И наконец, в 1840 году была изготовлена первая почтовая марка, а с нею и первый конверт стандартного, привычного нам размера. Эти два изобретения должны были служить подтверждением факта оплаты почтовых услуг.
Его автором стал граф Уильям Малреди. Внешний вид конверта напоминал скорее гротескную картину, чем просто пакет для корреспонденции, так как на нем отобразилась вся сокращенная история существования почтовой связи на Британских землях. Здесь и фигура Британии, и ангелы, и парусники, и индусы, и китайцы и т.д. Но, несмотря на всю помпезность изобретения, такой конверт вызвал скорее критику, чем восхищение, так как простые люди увидели в рисунке колонизаторские устремления страны. Поэтому вскоре появились карикатурные копии конверта (на сегодня обнаружено 47 карикатурных варианта). А еще позднее из-за отсутствия большого спроса на это произведение искусства его изъяли из обращения.
Изобретение же марки точно попало в цель. Человека, которому филателисты обязаны возникновением своего хобби, звали Роуленд Хилл. Он несколько лет отстаивал марочный проект, создал эскиз первой марки, добился упрощения тарифов и внедрения предоплаты корреспонденции. Его стараниями в 1840 г. увидела свет первая в мире почтовая марка. Имя ей дали — «черный пенни». На марке был водяной знак в форме малой короны и изображение королевы Виктории; перфорированные зубцы отсутствовали, название страны тоже.
Осознав всю уникальность этого изобретения другие страны вскоре также стали выпускать почтовые марки. Количество этих почтовых изделий начало стремительно расти. Если в 1840г. в мире было изготовлено всего 2 марки, то в конце 1972 г. их суммарный годовой выпуск превышал 200 тыс. шт.
Разнообразие видов корреспонденции и усовершенствование деятельности почтовой связи привело к возникновению разных специальных знаков почтовой оплаты: газетных марок, доплатных марок, заказных марок, коммеморативных марок и пр.
6 комментариев
Какими раньше марками и конвертами пользовались сейчас в наше время не найти а если и они и есть то только в частных коллекциях или же в музеях, так как они с годами только растут в цене.
Одно время увлекался коллекционеров аниме марок, было много альбомов, закупал их через интернет, перекупал, торговался и в прямом смысле "выбивал" нужные мне. Сейчас подостыл, просто храню как память!